corvinus_quintus: (Default)
[personal profile] corvinus_quintus

«Нужны ли России свои беспилотные войска, аналогичные украинским?

Тема важная и серьёзная.

Украинцы, выведя беспилотные подразделения в отдельный род войск, получили фору в развитии организационно-штатных структур, как связи, так и методов боевого применения. Технически их БЛА тоже шагнули вперёд, и дело не только в их сотрудничестве с китайскими производителями.

Но должны ли мы это копировать?

«Дронница» была посвящена именно организационным формам, и такой важный вопрос обойти было нельзя.



На эту тему выступил А. Любимов, была упомянута, как иллюстрация его тезисов, концепция бригады нового облика, описанная ранее в статье «Беспилотноцентричная» ударная общевойсковая бригада нового облика по опыту СВО», после чего и автору пришлось выступить. К сожалению, человек, придумавший «беспилотно-мотострелковую бригаду», полковник Пётр Аркадьевич Бирюков, не так давно скончался.


Но его идеи не умерли, и их есть кому отстаивать.

На «Дроннице» всё было озвучено, сначала публично, а потом ещё раз в ходе непубличного закрытого мероприятия с официальными лицами.


«Сквозная технология» против «Сил беспилотных систем»


Не вдаваясь в детали дискуссий, нужно озвучить выжимки из неё. Это тем более важно, потому что после нашумевшей гибели группы операторов БЛА в 87-м стрелковом полку 1-й Славянской бригады 51-й армии, в российской среде громко зазвучали призывы «сделать, как в ВСУ», где задача «отправить оператора БЛА на убой» решается в разы более сложно, чем у нас, и в итоге гигантские деньги, которые ВСУ вкладывают в подготовку своих «беспилотчиков», более-менее «отбиваются».

И здесь нас ждёт ловушка.

Украинские «Силы беспилотных систем» дойдут до своего организационного тупика очень быстро. Они разовьются в полки, с отлаженной системой применения БЛА, и на этом их развитие остановится.

Им просто некуда будет развиваться, ведь поставленная задача – нанесение высокоточных ударов с помощью БЛА на заданную глубину обороны противника, и так будет выполняться.

В противоположность ВСУ на «Дроннице» был озвучен и доведён до некоторых официальных лиц другой подход.

Беспилотные (в широком понимании этого слова – необитаемые подводные, безэкипажные надводные и наземные и беспилотные летающие) средства – это не причина создавать отдельный род войск, это то, что А. Чадаев называет «сквозная технология» – технология, проходящая через все рода войск и виды ВС.

Беспилотники всех типов нужны и пехоте, и танкистам, и автомобильным подразделениям при проводке колонн, и саперам с диверсантами при постановке на сооружение противника подрывного заряда, и медикам для заброса медикаментов через простреливаемую зону или (в ближайшем будущем) эвакуации лежачего раненого на тяжёлом коптере (в Великобритании уже делается, это не фантастика).

Вместо сведения всего «беспилотья» в отдельный род войск, нужно использовать относящийся к нему массив технологий для роботизации всех видов ВС и родов войск, для перекладывания на машины особо опасных или сложных задач, которые люди в современной войне решают плохо или ценой больших потерь.

Именно поэтому «беспилотная бригада», или как её называют в узких кругах «бригада Аркадьича» – это не «чисто пехота» и не «чисто БЛА», это глубоко интегрированные на всех уровнях подразделения наземных войск и беспилотных летательных аппаратов, работающих на уровне взаимодействия, которого никто ещё никогда не достигал.

Но нужно его достичь! Это будущее, которое много кого отталкивает, потому что оно не имеет прецедентов в прошлом, но настоящее будущее именно таким и должно быть.



Формирование отдельного рода войск – это короткий и быстрый рывок на небольшое расстояние вперёд и последующий тупик навсегда.

Вместо этого в структуре ВС должна быть работающая служба роботизации, которая преобразовала бы армию, опираясь на беспилотные технологии – всю армию, весь флот и всю авиацию, а не отдельный род войск.

Украинцы, обеспечив себе ряд преимуществ, загнали себя при этом в организационный тупик.

Мы не должны его повторить, и такая позиция на «Дроннице-2024» была высказана достаточно громко.»

Date: 2024-09-30 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] comes-smolny.livejournal.com

Мне всё-таки видится, что создание отдельного рода войск в случае БПЛА — это хорошая, годная идея, поскольку очевидно, что по уровню воздействия на поле боя "бездушные" ничуть не отстают, а порой и превосходят артиллеристов и связистов, например. Наличие отдельного рода войск позволит с чистой совестью создавать профильные учебные учреждения со специальными программами подготовки, выпускать профильные издания, принимать на снабжение нужные операторам игрушки, а самих этих операторов обеспечить соответствующими должностями хотя бы по причине возросшего аппаратного веса всей беспилотной структуры в целом.


Мнение же о том, что создание отдельного рода войск закончится организационным тупиком, считаю необоснованным, поскольку таковой тупик не возник ни у тех же артиллеристов, ни у кого-либо ещё.

Date: 2024-10-09 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com

На три ветки обсасывания одного и того же меня не хватит. Заслуженные практики высказали своё мнение, я с ним полностью согласен.


Вывод ДУ и автономных систем в отдельный род войск будет создавать параллельную всем остальным войскам структуру, в которой будут сконцентрированы компетенции, ресурсы и т.п. по этой теме. Я считаю это крайне вредным. Это могло бы быть полезным за несколько лет до войны, но не во время идущей войны.


В наших условиях — когда и начальством и народом предпочитаются простые и вредные решения — это будет означать ещё и создание отдельных подразделений, куда из воюющих на фронте подразделений будут забирать БЛА и их операторов.


Вместо этого нужно внедрять роботизацию в уже воюющие войска — заменять машинами людей. Такое полномасштабное внедрение будет рывком в гонке роботизации, ставящим нас впереди противника, тогда как создание отдельного рода войск будет лишь повторением шагов, пройденных противником. Более того, этот процесс внедрения уже идёт — идёт на низовой инициативе самих воюющих, благодаря волонтёрам, благодаря донатам гражданских, и зачастую не благодаря, а вопреки воле начальства. Нужно развернуть этот народный процесс в полномасштабный, используя ресурсы государства, а не создавать отдельные модные погремушки для пиара отдельных начальников.

Edited Date: 2024-10-09 02:30 pm (UTC)

Date: 2024-10-09 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] comes-smolny.livejournal.com

Заслуженные практики высказали своё мнение, я с ним полностью согласен.
Эти же заслуженные практики предлагают воевать пятитысячными бригадами с четырьмя мотострелковыми ротами на 12-километровый фронт.


Вывод ДУ и автономных систем в отдельный род войск будет создавать параллельную всем остальным войскам структуру, в которой будут сконцентрированы компетенции, ресурсы и т.п. по этой теме.
Что будет абсолютно правильным, поскольку ограниченные ресурсы подлежат централизованному управлению, дабы не тратить их попусту (на сброс с "Орланов" ВОГ-ов, например).


В наших условиях — когда и начальством и народом предпочитаются простые и вредные решения — это будет означать ещё и создание отдельных подразделений, куда из воюющих на фронте подразделений будут забирать БЛА и их операторов.
Что будет ещё более правильным, ибо сейчас этих самых операторов всевозможные Пузики гробят в бессмысленных атаках, даже подполковничьи погоны и многолетний опыт не спасают. А так хоть какие-то кадры удастся сберечь.


Вместо этого нужно внедрять роботизацию в уже воюющие войска — заменять машинами людей. Такое полномасштабное внедрение будет рывком в гонке роботизации, ставящим нас впереди противника, тогда как создание отдельного рода войск будет лишь повторением шагов, пройденных противником.
Безусловно благое пожелание, но на данный момент массовую роботизацию российская промышленность не потянет. Если говорить за наземные дроны, то хотя бы десяток роботизированных платформ по типу THeMIS на мотострелковый батальон уже будут за счастье.

Date: 2024-10-09 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com

"Эти же заслуженные практики предлагают воевать пятитысячными бригадами с четырьмя мотострелковыми ротами на 12-километровый фронт."


КЦПН? Вы про тимохинскую БЛА-бригаду?


По всему остальному я уже писал десятки комментариев ув. Dargot'у в комментариях аж под несколькими постами. Сорян, но заходить на этот круг снова нет никакого желания.


Примерно поэтому же я не участвую в спорах, нужны ли ВДВ и ниши у танков.

Date: 2024-10-10 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] comes-smolny.livejournal.com

Да, про эту бригаду.


Если же другие вопросы вы не хотите обсуждать, то что ж, пусть так. Своё мнения я высказал, а с вашим ознакомлюсь у Dargot.

Date: 2024-10-10 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com

"Да, про эту бригаду."


Ну в той задумке 12 километров не мотострелки ведь контролируют, а БЛА. Мотострелкам там достаётся только финиширующая зачистка, "идите, там уже никого нет". Я бы сделал немного по другому в части структуры, но я понимаю и разделяю принцип их бригады.


"Если же другие вопросы вы не хотите обсуждать, то что ж, пусть так. Своё мнения я высказал, а с вашим ознакомлюсь у Dargot."


Пожалуйста, не воспринимайте это на свой счёт. Просто ваши доводы практически идентичны доводам Dargot'а, а у меня с ним получился уже какой-то спор ради спора — я вообще терпеть не могу спорить, особенно когда вместо поиска истины обе стороны ходят по кругу, повторяя одно и то же. Мы с ним уже до штиблет в петровской армии докопались (спасибо, что не до родельерос). При этом я ведь не какой-то упёртый баран, стоящий на своём только потому, что это "моё". Меня интересует нахождение объективной истины, наиболее эффективных решений, а не самоутверждение в интернете. Я допускаю, что в любом споре и деле могу быть не прав, а мои оппоненты могут быть правы. Просто пока что в этом конкретном споре противоположная сторона (вы и Dargot) не смогла продемонстрировать мне достаточно убедительных доводов.


Если вам захочется читать все эти сотни комментариев, то они размазаны по этим постам — Про отдельный род войск под беспилотники (https://corvinus-quint.livejournal.com/61453.html), Показательный (и поучительный!) диалог в комментах у уважаемого corvinus_quint (https://dargot.livejournal.com/506759.html), Беспилотники как род войск (https://dargot.livejournal.com/507241.html).

Profile

corvinus_quintus: (Default)
Corvinus

February 2026

S M T W T F S
123456 7
891011121314
151617 1819 2021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 06:01 am
Powered by Dreamwidth Studios